В Университете Земмельвейса студентов-медиков готовят к технологиям будущего

Возможно ли, чтобы смартфон за несколько дней предупреждал своего владельца об инфаркте миокарда? А благодаря информации на носителе, содержащем полную последовательность генома, можно было бы диагностировать заболевания, выбирать для лечения наиболее подходящее лекарственное средство с наименьшими побочными эффектами?

Об этих и других вопросах рассказывают лекторы добровольного курса по «Прорывным медицинским технологиям» („Disruptive Medical Technologies”) в Университете Земмельвейса доктор Молнар Мария Юдит (научный проректор) и доктор Мешко Берталан (исследователь медицины будущего).

Впервые курс „Disruptive Medical Technologies” читали на английском языке в Институте геномной медицины и редких заболеваний (г. Будапешт) в прошлом году. Доктор Молнар Мария Юдит отметила, что предмет курса пользуется огромной популярностью во всем мире. «Вопреки тому, что очень часто речь идет об инновационных продуктах, о роли поддерживающих (sustaining) и подрывных (disruptive) инноваций в лечении, редко о них слышат сами студенты». По её словам, в отличие от поддерживающей инновации, которая образуется в результате непрерывного развития и чье использование вполне предсказуемо, подрывная инновация создает новые рынки, её пользователи - новаторы, потому что предполагают преобразование той системы, в которой её используют. К примеру, такой подрывной инновацией считается электронная почта (е-mail) в сравнении с традиционным почтовым письмом, или смартфон в сравнении с персональным компьютером. Благодаря взрывоподобным изменениям в технологиях информатики и молекулярной биологии количество прорывных инноваций растет и в здравоохранении, которые уже сегодня имеют место в нашей повседневной жизни. По прогнозам экспертов эти инновации полностью преобразят отрасль здравоохранения к 2020 году.

«Международный исследовательский университет, также как и Университет Земмельвейса, чувствителен к результатам инноваций, именно поэтому один из первых ввел курс, ориентированный на тематики будущего», - сообщила заместитель ректора.

Доктор Мешко Берталан уже около шести лет ведет курсы про социальные средства массовой информации. Но эта тема - лишь малая часть его нового курса. Цель курса состоит в том, чтобы подготовить работников здравоохранения, начиная от медиков, врачей и заканчивая лицами, принимающими решения по тем технологическим инновациям, которые словно цунами врываются в нашу жизнь. Он напомнил, что как раз в прошлом году начался разговор с доктором Юдит Молнар Марией о целесообразности включения трендовых тем в в учебные программы. «Мы обучаем студентов методике, помогающей им идти в ногу с технологическими изменениями, чтобы среди тысячи трендов они смогли отфильтровать именно те, на которые стоит обратить внимание», - сообщил доктор Мешко.

Изучив курсы мировых университетов, по словам доктора Молнар Марии Юдит, подобные тематики были обнаружены в Университете Альберты в Канаде. С лектором курса Ким Солез был налажен контакт и, в результате этого, студенты двух курсов готовят общее эссе по пяти темам. Доктор Мешко Берталан считает этот курс чрезвычайно важной задачей, ведь не только студентам, но и преподавателям необходимо покинуть зону комфорта.

Лекционные темы начинаются сегодняшним днем, но не ясно, где их завершение. В рамках курса студенты имеют возможность ознакомиться с конкретными инструментами, часть которых исходит из Стэнфордского университета, но даже там не преподают их использование. В семестре, среди всех прорывных медицинских технологий, речь будет идти о следующих:

У курса имеется собственная страница в социальной сети «Facebook», на которой каждый день студенты видят новый вопрос - кто первый на него ответит, получает балл. Троим из них, набравшим наибольшее количество баллов, предмет засчитывается автоматом. «Мы надеемся, что наши слушатели, по окончанию курса, не будут мистифицировать нанороботов, трекеров здоровья, геномные результаты, а смогут их использовать во врачевании. Они понимают, каким образом формируется роль врача в мире цифрового будущего и никогда не забудут, что подрывные технологии могут «уничтожить, разрушить» ранее применявшиеся, преобразовать инструментальную диагностику, но никогда не разрушат и, что еще важнее, не заменят отношения между врачом и пациентом». К концу курса лекторы хотели бы сформировать у студентов такое мировоззрение, которое бы давало возможность понять не только возможности современных технологий, но и их опасность и этические последствия. Доктор Мешко Берталан подчеркивает, что благодаря Интернету исчезли ограничения, каждому человеку доступна любая информация, в том числе и о технологиях будущего.

читайте так же

Questions

CAPTCHA